Второй год обучения (группа 8-9 лет)
Тема: Введение в историю культуры Древней Руси.
Былины и сказки наших предков как исторический источник.
Верования древних славян. Что такое язычество? Древние капища, идолы, славянские «бабы». Магические функции древних скульптур.
Жилище славян: землянка-изба-терем – палаты.
Деревянная резьба как «защита» русского дома. Символика народной резьбы, вышивки, орнамента.
Новоселье в русском доме. Духи дома и семьи. Образы лешего, домового, водяного в живописи, кино, мультипликации. (на примере работ Коненкова, Васнецова, Норштейна)
Природные стихии в славянской мифологии: образы воды, огня, земли, воздуха и народные традиции и праздники , связанные с ними.
Быт наших предков. Предметный мир Древней Руси. Фольклорный предмет как модель космоса ( на примере прялок из коллекции Государственного Исторического музея) .
Сословия древней Руси: бояре, купцы, ремесленники. Что такое мастерство? Первые представления о ремеслах: гончары, плотники, ткачи, кожевенники.
Занятие в Музее истории и реконструкции Москвы. Что находят в «подземельях» нашего города? Археология Москвы.
Город как человек растет. Старая и новая Москва. Традиции выбора места и строительства древнерусского города.
Древнерусский костюм: традиции и символика. Одежда как «паспорт» средневекового человека.
В древнерусской школе: От Иванушка-дурачка до летописца Нестора.
Занятие в интерактивном кабинете Политехнического музея «В древнерусской школе».
Православный храм как модель мироздания. Как «читать» храм? Символика и закономерности построения и отдельных частей христианского храма. Понятия : алтарь, апсида, иконостас.
Занятие в Покровском соборе на Красной площади. Храм Василия Блаженного как восьмое чудо света (необычность его конструкции и колористики). Храм как память о военных победах.
Откуда на свете появились разные краски? Понятие о горячих и холодных цветах, об основном и дополнительном цвете. Образные и эмоциональные возможности цвета.
Практическое занятие: мы работает не сюжетом, а цветовым пятном (анализ работ Матисса).
Белое-черное. Что такое графика? Что можно выразить черной линией и белым фоном. Символика черного и белого ( Почему стал шедевром «Черный квадрат» Малевича).
- Славянские мотивы в творчестве русских художников ( на примере творчества Васнецова, Рябушкина, Нестерова, Сурикова, Билибина).
- Заключительное занятие –праздник в музее-усадьбе Коломенское.